21:40 

Цикл Драбблов. Автор: Kaita-chan. Мукуро-центрик.

Здесь ты становишься тем в итоге, кем ты нашёл в себе силы стать (c)
Отзыв на фанфик "Цикл драбблов" автора Kaita-chan по заявке Kaita-chan
Сразу оговорюсь, что, пользуясь правом свободной формы рецензии, объединила сам отзыв с небольшим анализом текста. Получилось много.

Когда мне выпала именно эта заявка, я, честно говоря, была вполне довольна. С автором Kaita-chan я уже была знакома по ее фикам, посвященным нежно любимому мной пейрингу 8059, поэтому я примерно представляла, чего ожидать от заявленных текстов.

Фик «Другое небо» я прочла довольно давно. Возможно, поэтому мой выбор остановился на серии драбблов с Мукуро в главной роли, т.к. его я видела впервые. Но все же хочется сказать пару слов и о первой заявке, ибо оно,в самом деле, чудо, как хорошо. Даже не столько пейрингом, даже не характерами персонажей или ау-шной задумкой, что мафия только приснилась Гокудере, пока он был в коме. Меня очень впечатлила сама атмосфера рушащихся и ускользающих воспоминаний, привязанных к одному человеку, который, как магнит, притягивает к себе разрозненные осколки общей картины. Сразу же возникла ассоциация с фильмом «Вечное сияние чистого разума» - та же путанность сюжетной линии и калейдоскоп воспоминаний, связанных, между тем, довольно определенной нитью логики.

Но раз уж для рецензии я выбрала второй фик, то не буду отходить от темы.

Я вообще люблю описание предканона – если можно употребить слово «канон» в фике с пометкой АУ. Рокудо Мукуро относится к тем немногим персонажам, о которых известно, как их формировало детство. Персонаж сам по себе очень колоритный и непростой – непростой хотя бы уже потому, что, описывая его мысли или действия, проще простого скатиться до штампов, что в Реборн-фендоме вообще очень и очень любят делать.

Тема фанфика – житие великого и ужасного Ананас-самы в картинках-зарисовках, объединенных общим смыслом «как я дошел до жизни такой» в рамках созданной автором АУ. Мне кажется, что такая структура – в виде нескольких драбблов – очень выигрышна: создается динамичная атмосфера, нет затянутости. Фик охватывает отрезок от 7 до 25 лет, всего выделено пять тем,соответствующих основным в наиболее крупном масштабе точкам его жизни. Все они объединены временными и логическими связями, общим настроением и ритмом. С самого начала читатель ощущает, к чему приведет этот ритм – предначертанность и неизбежность достижения героем цели, к которой он постепенно идет, не останавливаясь ни перед чем. Итак, подробнее.

Тема 1. 7 лет. Пицца.

Ему было 7 лет, когда он понял, что ненавидит этот город, в котором начался его личный бесконечный кошмар.

Начиная с этих слов, автор задает настроение фика, одним из ключевых слов в котором будет слово «ненависть».

Сам Рокудо помнил себя урывками еще до того, как его лет в пять подобрал на улице полицейский и,презрительно окинув взглядом, позвонил по некоему номеру. Рокудо увезли в приют, и с этого момента память упорно отказывалась забывать хоть что-то.

Автор показывает, что жизнь Мукуро началась с ненависти, а до этого момента самого героя словно и не существовало. Можно говорить о том, что здесь жизнь Рокудо – это история ненависти и полная посвященность единственной идее – мести. Далее в этой теме даются краткие описания того места, куда собственно попал Мукуро. Помимо всяких ужасов «Приюта святой Анны», здесь присутствуют и образы местных сотрудников. Лично мне очень понравился этот момент. Человек, угощавший мальчика пиццей – он показан не тупым жестоким животным, которое бы сразу вызвало негативные эмоции. Это человек уставший, потерявший интерес ко всему в мире, даже к собственной жизни («Ну, может, я этого как раз и заслуживаю, чтобы меня убили…»). Мне кажется, он показан здесь не столько для того,чтобы читатели увидели, какие злые дяди работают в «приюте». Он скорее вызывает жалость – вот что делает это место с людьми, оно не только ожесточает, но и «выедает» их изнутри, забирая души и эмоции не только пациентов, но и служащих– всех, кто находится в нем. Очень четко это отражено в последних предложениях: «Пицца окончательно остыла и стала совсем не вкусной. Впрочем, он давно уже не чувствовал вкуса, чтобы сожалеть по этому поводу».

Тема 2. Мукуро, 12 лет. Узкая улочка.

В этом драббле кроме самого Мукуро появляются другие персонажи, знакомые нам из канона: упоминаются Чикуса, Кен, Шамал и Бьянки – хотя это и АУ, автор очень гармонично вписал сюда канонные связи между героями; в конце темы появляется Дино. Одним из центральных же героев наряду с Мукуро становится Гокудера. И совершенно не случайно именно Гокудера. На первый взгляд, у этих персонажей нет ничего общего – я говорю о каноне; когда я их видела в аниме, то мне даже не приходила в голову мысль их сравнивать, а уж пейринги с ними в фендоме для меня были чем-то из области фантастики. Но здесь связь между ними прослеживается очень четкая. Они оба оказались в похожих ситуациях. У обоих персонажей было очень трудное детство. Но принципиальное отличие невозможно не заметить. Гокудера здесь является контрастом для центрального персонажа. В короткой сцене, произошедшей на узкой улочке, через жесты и диалоги раскрывается, как оба героя воспринимают свою жизнь и как борются с ней. Их объединяет ненависть к окружающим. Но Мукуро копит свою ненависть, а Хаято растрачивает. Возможно, поэтому ему всегда будет сопутствовать пустота (которую в каноне он пытался заполнить любовью к «Джудайме!!11»(с) ). Гокудера борется с повседневными пытками без всякой цели, просто изматывая себя выплесками ненависти, у Мукуро же есть цель. И это позволяет ему выжить, несмотря ни на что.

В этой теме мы уже видим еще размытые, но все же черты той личности, в которую превратится иллюзионист. Он уже учится пользоваться людьми(«… просто терпел при себе больше мешающих, чем приносящих какую-то пользу мальчишек [Чикусу и Кена]. Авось пригодятся»). Речь героев здесь достаточно грубая, что оправдано. Во-первых, социальной средой, в которой и обитают мальчики, во-вторых, их намерениями: Хаято всеми способами старается задеть Рокудо, спровоцировать на ответную злобу – ему необходимо это для того, чтобы выплескивать свои эмоции,опустошая себя; а Мукуро пытается показать свое превосходство. Ну, как может,так и показывает – все-таки, ему всего 12 лет, поэтому в его словах и действиях нет такого расчета, какой присущ взрослому Мукуро; пока мы видим только жестокость. Но все равно – разница между ними очевидна. И сами герои это понимают: Хаято побаивается странного мальчишку с «булыжником вместо глаза», а Мукуро относится к происходящему более высокомерно («–Камень не как люди, он слушает меня. И вы все, все тоже будете меня слушать!»).

Кроме самих героев, в этой теме автор всего несколькими штрихами рисует образ города, в котором и происходит действие; и в этот образ Мукуро укладывает свое вИдение всего мира в целом. «Пусть они шумели от силы минут пять – никто даже не выглянул, все окна наглухо закрыты. Хотя смотрели ведь, про себя хмыкнул Мукуро <…> Смотрели и были на стороне белобрысого, все до одного». Безразличие, бытовое любопытство к чужим проблемам и отторжение всего, чего они не могут понять –такими показаны люди, окружающие главного героя. Но и здесь Мукуро высокомерен,он «не собирался тратить свою драгоценную ненависть, драгоценную боль, бережно хранимую уже столько лет, на весь этот город с его дешевыми масками вместо людей, среди которых по-настоящему живых -всего-то ничего». Уже в 12 лет Рокудо имеет очень четкие представления о цели своего существования – к слову говоря, в отличие от Гокудеры.

Тема 3. Мукуро, 17лет. Антикварный магазин.

Здесь мы видим более зрелую и оформившуюся личность, которая не просто знает, чего хочет, но и как этого достигнуть. В этом драббле Мукуро получает свой трезубец – орудие, с помощью которого он сможет контролировать силу «Судного камня», заменившего ему глаз. Парень нетерпелив – он, как никогда, близок к исполнению заветной мечты. Его знакомство со старым владельцем антикварного магазина говорит о том, что Мукуро научился искать нужных людей и с помощью них добывать нужные вещи – научился не просто выживатьв этом мире, но и добиваться того, чего захочет.

Здесь же автор показывает, как живет иллюзионист. «Таблетки ему выдавали в приюте, не говоря,что это и почему именно это, раз в неделю и на семь дней соответственно. Преждечем Мукуро понял, зачем так делают, он уже не мог обходится без лекарств. С недавних пор он начал планомерно искать им замену. Новокаин, диклофенак, трамадол,фентанин, вплоть до кетамина и ЛСД. Ощущения от всех этих поисков и опытов насамом себе приносили странное, наполовину мазохистское удовлетворение, каждыйраз забирая у Рокудо часть его самого иодновременно открывая перед ним, благодаря Камню, точно так жеподвергавшемуся действию препаратов,новые, иногда совершенно дикие возможности». Мы видим полную отдачу цели и не видим никакой жизни «для себя» - только планомерное движение к своей мести. Здесь же появляется образ совы – текст вообще насыщен образами и символами. Толкование его приводится ниже – кстати, с интересом прочла, много не знала о совах)) Действительно, удачный образ для Мукуро: «Как ночная птица сова - символ грусти, ностальгии и одиночества. Кроме того, она олицетворяет опустошение и несчастье, темноту, ночь, дождь».

Тема 4. Мукуро, 22года. Исповедь.

Собственно, тут мы видим то, что можно было бы назвать «началом конца». Вся ситуация похожа на театральное действо: давно придуманное,отлично отрепетированное и безукоризненно исполненное. «Почему-то начать хотелось именно с церкви, это было бы очень символично. Рокудо хмыкнул про себя. Жаль, некому будет оценить этот символизм…» На тот момент иллюзионист не слишком-то нуждался в публике – и все равно идеально сыграл свою роль. Его речь и поведение насквозь пропитаны сарказмом и актерством. «- Понимаете ли,святой отец, я очень, очень несчастен. Я так устал от этого бездушного мира, от черствости и подлости людской… - вздох получился настолько естественным и печальным, что Мукуро физически ощутил удивление и некоторую заинтересованность, исходящие с той стороны ширмы. Еще бы, играть на публику он научился так давно, что это стало его второй натурой.»

В церкви Мукуро отмечает, что «даже это место - и то прогнило». Когда я читала это, первая мысль была: Лайт-кун? О.о А если серьезно – если проводить параллель между Рокудо из фика и Ягами Лайтом, то общего у них мало: оба ненавидели этот прогнивший мир, но второй хотел изменить его, а первый всего лишь желал мести за себя в масштабах конкретно взятого городка.

И сам священник, как выясняется, был не случайной жертвой.Что еще раз подчеркивает – у Мукуро продуман каждый шаг. В тот момент, когда иллюзионист вышел за пределы церкви, и начинается главное представление в его спектакле.

Тема 5. Мукуро, 25лет. Пятнадцать минут.

Этот драббл завершает всю серию, посвященную Мукуро. Снова появляется образ неба, с которого начинался фик. Небо – как нечто далекое, чего у иллюзиониста никогда не было, нечто, с чего все начиналось и чем заканчивается. Нечто, всегда незримо сопровождавшее его. «Небо было таким же синим, когда он появился на свет, просто он этого не знал. Даже его мать не видела над собой ничего, кроме грязных досок и тусклой засиженной мухами лампочки, пока рожала его в далеко не лучшем из миров. <…>Небо светилось лазурью, когда полицейский вел его за руку в участок, усаживал на скамейку и, презрительно бросив кусок хлеба, оставил ждать, пока за ним придут и пристроят на место. <…> Небо поблескивало ультрамарином сквозь тяжелые, свинцовые тучи, когда Гокудера загонял его в узкие переулки и всеми подручными средствами методично отбивал охоту жить дальше. <…> Небо молча смотрело на него с укором цвета индиго, когда он первый и последний раз шел на исповедь пару лет назад. <…> Небо плакало и смеялось, грозило и ласкало, небо падало ему в ладони и уходило навсегда все 25 лет его жизни, каждый день, каждую минуту, и ему было наплевать».

Мне очень понравился этот момент: здесь очень красиво и четко показана жизнь персонажа на фоне неба, жизнь, больше похожая на движение из пункта А в пункт Б – практически прямая линия от попадания в приют до разрушения города. То, что автор писал это именно драбблами, избавило его отрисования всех завитков этого пути – мы не видим никаких личных контактов (кроме тех, из которых герой извлекал выгоду), не видим никаких иных эмоций – ни любви, ни дружбы, ни привязанности. Остаются за кадром и его отношения с Чикусой и Кеном – не говорится даже, что они были с ним. Не говорится о его союзниках, словом – ничего лишнего. Хотя мне, например, было бы интересно прочесть среди этих драбблов еще один, где-то в промежутке между 17 и 25 годами. Небольшую зарисовку, где бы показывались, хоть вскользь, взаимоотношения Мукуро с другими людьми. Может, это немного «осветлило» бы общую картину, или наоборот, еще раз поставило акцент на неизбежном отсутствии хэппи-энда.

«Умирать было нестрашно. Если подумать, он давно уже мертв, он родился мертвым и мертвым прожил, как бы странно это ни звучало, всю свою жизнь». Этими словами автор как раз и исключает возможные сходства жизни Рокудо с жизнями других людей – довольно утрировано, но все же мы видим, что у него нет социальных потребностей, потому что его душа давно мертва.

В то же время, снова появляется Гокудера. Как оказалось, их детские перебранки не прошли даром: опять же, не показано, как, но Хаято и Мукуро продолжали контактировать, более того – иллюзионист спас ему жизнь,отослав из города.

Ну и, естественно, финал. Чего добился Мукуро? Он ощущает вкус победы – но возникает такое чувство, будто эта победа – его иллюзия. Иллюзия, созданная для самого себя. Он разрушил город, он уничтожил людей, ради которых столько лет превращал себя в идеальную машину для убийств. «…парень мог ему пригодиться. Обманыватьсебя Мукуро тоже умел. После того, что он сделал с городом и что город сделал с ним, не выживает никто, но ему нравилось думать это «может еще пригодиться».

Лежа на земле и глядя в небо, уже где-то на грани между жизнью и смертью Мукуро создает для себя такую маленькую иллюзию абсолютной победы – что еще ничего не кончено, хотя очевидно, что это именно финал. Занавес. И гаснущие огни прожекторов. По-моему, очень эффектно прописан момент.

А дальше снова появляется Гокудера. И снова контраст: мы видим, чего добились персонажи за это время. Мукуро достиг своей цели ценой жизни, Гокудера теперь работает на некую организацию, подчиняясь и выполняя приказы. Но – подчиняясь только фактически, но не внутренне. Он по-прежнему агрессивен к миру и к тем, кто принуждает его к чему-то, он не соглашается с чужим мнением. Жизнь обоих героев была не свободной: Гокудера подчинялся более сильным людям, Мукуро – своей навязчивой идее о мести. Таким образом, на второмплане фика идет сравнение героев.

Заканчивается все неоднозначно. Появляется представитель некоторой организации (оказавшийся ни кем иным, как Хибари Кеей), которому для неизвестных целей требуется прекрасное и еще полуживое тело иллюзиониста. Упоминается, что это все ему нужно для опытов с камнем, но кто знает – Хибари в любом АУ такая загадочная личность, что читатель не может однозначно убедиться, что Кея больше ничего не хочет от вышеупомянутого тела. И остается светлая надежда, что он выходит Мукуро, а потом… Домыслы и догадки. Но все-таки) Лично я не слишком люблю, когда в конце фика умирает глубоко симпатичный мнеперсонаж, и автор здесь любезно оставляет небольшую надежду)) За что и скажем ему спасибо.

В целом, я бы не отнесла фик к группе тех произведений,которые стоит читать, чтобы убить время или расслабить мозг. Атмосфера очень напряженная и динамичная, плюс ко всему, жанр – даркоагнст - себя оправдывает. Мне показалось, что все слишком утрировано и затемнено. Чему способствует и сам язык написания. Кстати о нем. Особенно запоминающихся эпитетов или метафор я не встретила, местами предложения казались несколько тяжеловатыми. Правда, в плане именно языка хочу отметить фрагмент с небом в начале последнего драббла –эффектно смотрится анафора с повтором «неба» в начале предложений и синтаксический параллелизм, который при этом возникает. Здесь же достаточно яркие и вкусные метафоры и сравнения. Разбирать можно долго, поэтому скажу в целом: понравилось.

И о минусах. Мрачно. Очень мрачно – но тут уже на любителя. Как я уже говорила, мне бы больше понравилось, если бы среди всего этого были какие-то более светлые оттенки. И вследствие этой мрачности возникает ООС главного героя, что тоже несколько печально. Во время написания рецензии я спросила мнение одного своего друга и решила процитировать его слова: «<…>жить всю жизнь с целью уничтожить один маленький городишко». В самом деле, мелковато для максималиста-Мукуро – положить всю свою единственную и уникальную жизнь на достижение такой маленькой цели.

Вывод: вещь на любителя. Дарковая атмосфера прекрасно выдержана, как и общий стиль в целом. Есть очень четкая сюжетная линия, не допускающая отклонений от идеи. Идея,кстати, всего одна – что подчеркивает прямолинейность всего повествования. И,конечно же, любителям Мукуро будет не хватать канонного обаяния персонажа.Главный герой драбблов – тоже личность весьма интересная, но складывается впечатление: это не Мукуро.

Итак:

+ выдержанный стиль и целостность

+ содержательные образы заднего плана

+ символичность

- ООС героя

- тяжелая атмосфера

- местами текст трудночитаем (кстати, есть и пунктуационные и грамматические огрехи, причем, с первого же предложения)

Не решилась отнести к минусам обилие дарка и агнста, ибо это жанр. Тут уже каждый читатель сам определится, плюс это или минус.


@темы: рецензия.

Комментарии
2010-08-01 в 22:08 

She must be labelled "Lass, with care" (ц)
Lillum во-первых, хочу сказать вам огромное спасибо за разбор каждого из пяти драбблов конкретно и всего цикла в целом, причем разбор не однобокий (не только с хорошей или плохой стороны, в смысле). мне этого реально не хватало, чтобы наконец-то захотелось продолжить писать эту вещь дальше)
во-вторых, насчет огрехов и тех минусов, что вы указали. мы с бетой довольно давно и тесно в этом плане сосуществуем, поэтому да, некоторое ускользает и от меня, и от ее цепкого взгляда. если бы вы мне как-нибудь прямо ткнули в грамм. и пунктц. огрехи - очень бы помогли) чисто чтоб учитывать на будущее. оос - опять же да, хотя лично мне он не кажется тотальным, все-таки любое отступление от канона (тем более в полное ау) уже его предполагает.. плюс здесь та самая дарковая атмосфера, которую, как мне хочется верить, я более-менее выдержала до конца, и развеселый стебущий окрестности мукуро с тузами в рукаве никак сюда не подходил) хотя в дальнейшем он повеселится, я думаю. когда кеичка его вытащит)
и собственно в -третьих - еще раз спасибо. я хотела продолжать этот цикл, уже в менее дарковом ключе, выводить линию из грустного и жалкого прошлого в настоящее, поэтому оставила финал несколько открытым. возможно, благодаря вашей рецензиии, я все-таки вернусь к этой мысли)
чуть не забыла - сложные предложения - любовь всей жизни. бета борется, но пока не оч успешно))

2010-08-01 в 22:20 

Здесь ты становишься тем в итоге, кем ты нашёл в себе силы стать (c)
Огрехи - хорошо, тогда на у-мыл)) не хотелось забивать рецензию ими.
ООС здесь оправданный, вопрос лишь в том, что конкретно для меня такое представление персонажа тяжеловато ^^ И очень радует, что есть перспектива продолжения в несколько иную сторону - право слово, жалко персонажа гробить за один город, при прочтении так и ждешь чего-то бОльшего)) Буду ждать продолжения, интересно посмотреть на дальнейшее развитие героя.
Очень рада, что моя рецензия была вам полезна =)

2010-08-01 в 22:27 

She must be labelled "Lass, with care" (ц)
Lillum окей, жду список ляпов)
город - он тоже символ, мелочности цели по сравнению с тем, чего мог бы достичь.. ну да ладно, это уже мои личные блабла по теме))
полезна, рили. тому, кто пишет, надо не так уж и много, и хвалебные отзывы отнюдь не на первом месте.

   

Гола Моска рулит!

главная