Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:43 

Города, заброшенные под небом

Только мадам Френкель не выбила зорю. Она плотнее закуталась в своё одеяло.
Отзыв на фанфик «Города, заброшенные под небом» автора Коробка со специями по заявке Squalicorax.

Заявка.
Сразу оговорюсь, что все фики в доставшейся мне заявке кажутся мне прекрасными. Если бы среди них не было «Городов», мне пришлось бы мучиться проблемой выбора еще долго. Но «Города» там были – и я нагло пользуюсь заявкой, чтобы признаться в любви.

«Города, заброшенные под небом», - вещь, на мой взгляд, из тех, что по праву называются «фэндомной классикой».
А когда хочется сказать много, условный формат рецензии для рек-феста – это очень удобно.
Все использованные дальше цитаты - из рецензируемого текста, выделены они, для удобства, курсивом.

Пейринги.
У всех персонажей очень серьезные отношения.
У Занзаса очень серьезные отношения с Тсуной:

Тсуна – тощий, мелкий и растрепанный, он не похож на Босса – он и близко не похож на Босса.
Он сминает чужую волю как асфальтный каток – возможно, ему помогает дух Тимотео.
Возможно, ему помогает папочкин СЕДЕФ.
Возможно, ему помогают инопланетяне с Марса.
Превращаясь из бесполезного трусливого засранца в Небо, он почти сошел с ума.


А у Тсуны – с Занзасом:

- Властью Десятого Вонголы приказываю тебе, - сообщает Тсуна.
Новорожденный паритет, достигнутый ангельским терпением обеих сторон, незамедлительно съебывается, матерясь и напряженно посвистывая.
- Я слушаю тебя, Десятый.

- Эээ… - мнется Тсуна.
- Я слушаю тебя, - снисходительно повторяет Занзас. – Десятый. Вонгола.
- Ну просто ты… Я просто…
Тсуна наматывает галстук на палец, потом спохватывается, нервно разглаживает его и отворачивается.
- Хватит на меня давить! – выходит из себя Тсуна. – Я просто хотел спросить, с тобой все нормально? Хотя о чем это я, нихера с тобой не нормально, с тобой ужасно, ты бы хоть вид сделал, Дон-Меня-Окружает-Дерьмо, Вонгола плюс один, блядь, да лучше бы я с собой Хару взял! Нам даже не о чем поговорить! Ладно, ладно, окей, извини, это не твоя вина, это моя вина, я в очередной раз облажался, Тсуна-Долбоеб, все, молчу. Заглох.
- Паршивый спич, - равнодушно говорит Занзас в неловкой, напряженной тишине. – Импровизация?


Еще у Занзаса серьезные отношения со Сквало:

- …вот такие вот ходят слухи, - серьезно говорит трубка. – Так что будь осторожен, чертов босс. И если тебя грохнут, знай – на твоих похоронах я станцую что-нибудь зажигательное. Спою ирландскую народную песню, сука, на твоих похоронах. Сыграю на пианино. Вместе с Правой Рукой – ты понял меня?! – в четыре руки. Эй. Скажи что-нибудь...

… да и со всей Варией:

В Варии все по-другому. Какое-то странное, иррациональное уважение равных не дает ни помогать, ни принимать помощь, но вполне позволяет спеть ирландскую народную песню на похоронах босса.

А самые серьезные отношения у всех с жизнью. Жизнь имеет персонажей как может – а они как могут сопротивляются, классический love-hate, что.

Да, и небо любит всех. Любит, знает и принимает, как и положено по канону.
Получается очень страшно.

Тсуна
Одна из лучших находок текста – удивительной красоты авторский фанон, связанный с hyper!Тсуной. Собственно, это даже не фанон как таковой, это сквозная метафора – Тсуна, который из обычного человека, милого, по-своему остроумного и смелого неудачника, превращается во всезнающее и всепринимающее Небо, смертельно опасное и непобедимое.
Пламя Вонголы, которое течет, как кровь из открытой раны, выжженные оранжевые зрачки,
Пламя изменило черты его лица, легло поверх тонкой маской возраста и бесстрастной, цепкой красоты.

- такого hyper!Тсуну не увидишь больше нигде, кроме фиков Коробки. Он завораживает сразу и навсегда.
…равно как нигде не увидишь и такого Реборна, если уж на то пошло.

На экране - сообщение от Реборна.

СПРАВЛЯЙСЯ САМ ИЛИ СДОХНИ

- Реборн стал резкий, - заплетающимся языком сообщает Тсуна. - Из няньки-репетитора он превратился в эту... в безжалостную гончую Ада.

Реборн стал резкий. Он как будто чувствует, что у него не осталось времени. В последнее время он почти не выходит из штаба – маленький, злой, целеустремленный, постоянно вялый, похожий на обглоданный крысами скелет младенца.


Этот образ, Реборн-который-умирает-от-излучения, Реборн-трагический-и-жестокий-персонаж, Реборн, в котором почти не осталось комик-рельефа – тоже в своем роде авторский ТМ.
И о том, что окружает персонажей, о TYL! (8-9YL?) Вонголе, о вселенной, в которой существуют персонажи, этот образ говорит, как по мне, исчерпывающе и точно.

Юмор.
Кстати уж, о комик-рельефе. Чтобы рассказать, каков тут комик-рельеф, и как он воспринимается, я, пожалуй, обойдусь цитатами:

______________________

В салоне звучит гимн Намимори, и глаза Тсуны испуганно округляются.
Он неловко оборачивается, начинает ерзать на месте, как человек, которого прихватил желудок в театре, прямо посреди спектакля, а он весь такой с лорнетом и молоденькой хищницей в платье от Диора, и ему еще нести на сцену цветы.
Гимн Намимори победоносно гремит в закрытой скорлупе салона, отражаясь от обивки, набирая глубину.
Тсуна весь замирает, он неверящим движением тычет в мобильник Занзаса, в гладкий черный мобильник в руке Занзаса, его рот беззвучно округляется.

Вообще-то его можно понять.
Занзас и юмор – это даже не Эрик Картман и Грейс Келли.


_______________________

….Тсуну не убить даже из базуки. Даже из зенитной пушки не убить Тсуну. Если сейчас на город упадет атомная бомба, выживут только крысы и проклятый Тсунаёши Савада, Десятый, мать его, Вонгола.
Юбилейный.


________________________

- Ты правда выглядел странно, - говорит Тсуна. – Когда дремал. И эти твои…
Он делает странный жест рукой.
- Шрамы?
- Да, они. И еще ты…
- Плакал и звал мамочку? – подсказывает Занзас.
- Наоборот! – обеспокоенно сообщает Тсуна. - Орал и обкладывал матом папочку!

Занзас смотрит на него, долго и пристально, пытаясь разглядеть в больших красивых тсуниных глазах хотя бы намек на интеллект. Хотя бы слово «интеллект». Хотя бы что-то, отдаленно похожее по звучанию.

- Мда. Извини, - говорит Тсуна.


Занзас.

POV Занзаса – основа текста. Большую часть происходящего мы видим именно его глазами.
Предыдущие цитаты – это пример того, как думает и чувствует этот Занзас.
А больше я ничего про Заназаса-от-Коробки не скажу.
Тем, кто читал, мое описание не скажет больше, чем сам текст: он в любом случае получится слабее.
А тем, кто не читал, - зачем я буду портить удовольствие?
Это, я считаю, надо увидеть своими глазами.

Сюжет.
Таймлайн текста - знаковый: последние годы десятилетия между «Конфликтом Колец» и «Аркой будущего». Тсуна уже взрослый Босс. Миллефьоре набирает влияния и власти. Ощущение надвигающейся войны в воздухе, и некоторые надеются, что все еще обойдется, а некоторые знают, что не обойдется уже ничего.
Мотив постепенного нагревания, «накаляющейся атмосферы», медленно разгорающихся углей задается уже с первых строк и проходит через весь текст. Времени мало, времени почти не осталось – и в широком смысле, и в совершенно конкретном.
Собственно, это и есть канва истории: Тсуне надо успеть на большое Собрание семей, Занзасу надо сделать так, чтобы Тсуна туда успел. А потом начинаются всякие неожиданности…
Кстати сказать, сочетание «раненый Тсуна и кто-то из Варии, вынужденный ему помогать ради общей цели» - не такой уж редкий в хорошем фанфикшне по KHR! сюжетный ход. В принципе, я его люблю.
Но то, как именно Тсуна получает рану в «Городах, заброшенных под небом», - это просто нечто. По верибельности. По абсурду. По вхарактерности ситуации
.
Вообще строчка «жанр» не обманывает. Экшон, заявленный автором, – он и есть экшон: с выстрелами, напряжением, погонями и элементами классической road-story. А также катарсисом, психоделикой.
И фансервисом, да-да.

Мафия.

Ага, еще в «Городах» - крайне настоящая мафия. Собственно, я считаю, - это тоже большая находка автора: мафия в тексте, что называется, «каноничнее канона», в действиях персонажей куда меньше крэка, куда больше реалистичности, расчета и обыкновенной логики. Но при этом волшебство, мистика, неуловимые сдвиги в реальности никуда не деваются – да и персонажи не превращаются ни в маньяков, ни в картонных потомков дона Корлеоне, бессмысленных и беспощадных штампованных мафиози из итальянских фильмов.

Стиль.

О стиле хочется сказать отдельно – но я боюсь говорить все, что о нем думаю, потому что формат рецензии не рассчитан на такое количество букв.
Придется отметить всего две особенности.
Удивительное сочетание разных типов текста. Стилизация под статью в учебнике истории; уникальный жанр «вопль разъяренного Сквало в телефонной трубке» (такая прекрасная, такая стилистически выверенная ругань! такой драйв!); специально написанная речь Босса Вонголы на Большом собрании Семей; пророчество, которое притворяется болезненным бредом; и даже придорожные плакаты-баннеры, которые мелькают мимо окон машины, несущейся на полном ходу.
Сейчас я покажу, как это, с плакатами:

Он [Тсуна – прим.р.] быстро ныряет вбок, просовывает руку между коленями Занзаса и начинает наощупь искать телефон.
Стрелка спидометра испуганно отпрыгивает назад, тсунино плечо вкручивается в желудок Занзаса, дыхание оседает где-то в районе бедра.
Тсуна оборачивается, вертит головой, смахивая с лица занзасовский галстук.
- Кажется, ты нашел свое призвание, - говорит Занзас, глядя на него сверху вниз.

«ДЕТЕЙ ДАВЯТ НА ДОРОГАХ КАК ЕЖЕЙ» - грустит о чем-то своем рекламный щит.


А?
Отож.

…И внутренние монологи, совершенно феерические POV, конечно же.

В детстве Тсуна боялся всего - нет, правда, всего.

Перейти дорогу, включить газ на кухне, выйти к доске - крошечные локальные подвиги, отзывающиеся в коленях - нервной дрожью, а в груди - тихой гордостью.
Никто, естественно, об этом не знал, - об этих его ежедневных маленьких подвигах.
Подумаешь, какое дело - ночью дойти до туалета.
Страх был самым верным, самым навязчивым другом Тсуны - куда там Гокудере.
Но потом он куда-то ушел.
Совсем ушел.

________________________

- Вам не надо было сюда приезжать, - говорит старик. – Двое на красной машине. Городской красавчик со шрамами и мальчишка-азиат.

У старика сицилийский акцент.
Занзас не любит сицилийцев почти так же, как и японцев.
Городской красавчик со шрамами, ну надо же, он убивал и за меньшее.
Тсуна нервно хихикает.


Именно сочетание этих изобразительных, простите за термин, средств создает в тексте ощущение мира, который больше этого текста, который сочетает в себе противоположности, который живет.
И в котором живут и умирают.

Недостатки.

Мало, мало, мне мало!
Кхм, о чем это я.


О недостатках здесь говорить сложно. Есть особенности текста – и они могут нравиться, а могут не нравиться. Но изменить их невозможно: в результате получится совсем другой фик совсем другого автора.

- Сверхнасыщенность, сверхплотность рассказа, требующая от читателя напряжения во все время чтения.

- Необычное авторское видение Занзаса – идущее поперек привычных представлений об этом персонаже, рвущее читателю шаблон в клочья.

- Общий лаконизм и внезапные яркие, крайне неожиданные метафоры. Вообще-то это, по моему мнению не только не недостаток, но большое достоинство. Однако ценителям эпичности и медленно, вдумчиво разворачивающегося повествования, - более традиционного – текст может с непривычки показаться тяжеловатым.

Собственно, рекомендация – кому читать:

Ценителям хорошего сложного джена.
Тем, кто любит вхарактерность, психологизм и жесткость.
Шипперам relationship!пейринга Занзас&Тсуна. Фанатам TYL!Тсуны и TYL!Занзаса.
Поклонникам Коупленда, Ирвинга и Паланика.
Поклонникам самой Коробки со специями.
Тем, кому в каноне не хватает логики и мафиозной эстетики.
Тем, кому в каноне не хватает рефлексии и символизма.
Тем, кому в каноне всего хватает, - и кто устал от фанонных штампов.
Тем, кому нравится, когда
Небо над Сицилией тонкое, как цветная бумага и твердое, как стеклянная крышка огромной сковородки. Добавьте немного жара – и воздух под крышкой закипит.
Тень летящей птицы несется по земле – ярко-красная, хромированная, вся в солнечных бликах.
Птица пытается обогнать свою тень.

Ярко-красная, хромированная, вся в солнечных бликах.


И оценка.
Редко, когда оценку по десятибалльной шкале выставляешь с таким удовольствием.

20. 20 из возможных 10.

Спасибо автору и заказчику, и отдельно – всем, кто дочитал.

@темы: рецензия.

Комментарии
2010-08-04 в 22:13 

Sigehira
неприличный человек
- Необычное авторское видение Занзаса – идущее поперек привычных представлений об этом персонаже, рвущее читателю шаблон в клочья.
гм, почему рвущий-то? ни одного брошенного стакана?

рецензия отличная, спасибо)

2010-08-05 в 15:05 

Только мадам Френкель не выбила зорю. Она плотнее закуталась в своё одеяло.
Sigehira
гм, почему рвущий-то? ни одного брошенного стакана?
И ни одного "мусор"!1
М-м, как по мне, у коробкина Занзаса офигенное чувство юмора, к примеру. И он рефлексирует и размышляет очень необычно.
Занзас даже в хороших фиках, как правило, думает по-другому.
И он все понимает и осознает, он вообще резонер в фике - но при этом остается Занзасом, а не превращается в рэндомного интеллигента-от-мафии.
Занзас-резонер - это, по-моему, очень ново.
рецензия отличная, спасибо)
вам спасибо за отзыв. рад, что нравится.

2010-08-05 в 23:25 

Коробка со специями
The Box
клево! мне и сказать-то нечего кроме "спасибо"))

2010-08-05 в 23:34 

Только мадам Френкель не выбила зорю. Она плотнее закуталась в своё одеяло.
Коробка со специями
ура!*_*
Вам спасибо.

   

Гола Моска рулит!

главная