Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
06:16 

Squalicorax
|went to hell and back again| --> keep calm and keep distance <--
Отзыв на фанфик «For love one can die» авторов Вёрджил Ференце & Птица_Сирин, по заявке eighty

Видимо, кто-то должен был сделать это.:)

Это Вария, парень.(с)

Немного вводной или боже, храни свободную форму рецензирования

Итак, что мы знаем о лисе: «For love..» начал выкладываться с июля прошлого года, на тот период в русскоязычном фандоме фанфиков макси было исчезающе мало, дженовых эпиков макси – не существовало в природе вовсе. Самым распространенным объемом текстов были мини-драбблы, стихийно на тот момент господствующий фанон, касающийся Варии, предлагал две схемы рассмотрения характеров персонажей – стебно-комедийный, формата «сядь в торт», либо чернушно-ангстово-романтичный (смешать, можно взбалтывать). На этом фоне текст ВФ&ПС охватывал разом весьма разнообразную целевую аудиторию, изголодавшуюся по чему-то новенькому, большому и чистому, как слон. Оправдавшиеся или, напротив, не оправдавшиеся ожидания и вызвали порядочный резонанс, связанный с этим текстом: как предвзятый негатив, так и слепой восторг.
Сейчас, имея на руках текст целиком, можно посмотреть, что же, на самом деле, представляет собой этот фанфик.

Что у нас тут есть

В первую очередь читатель находит здесь бытописание. Детали, названия, имена, география, погода, распорядок дня, множество живых, тщательно и с любовью набросанных ОС – фон действия проработан, продуман и прописан, рельефен с первых же строк. Нет «просто рядовых» - есть четкая перепись населения, цифровое фото, где при должной степени внимания можно в деталях рассмотреть лицо каждого человека на групповом снимке, каждую травинку под ногами и каждую цифру в расписании на заднем плане. Явственно видна работа с матчастью, которой обыкновенно пренебрегают в текстах меньшего объема, стремясь привести героя Y из пункта А в пункт Б сюжета. Это, конечно же, хорошо, потому что объемность мира, в котором происходит действие, добавляет яркости восприятию и подогревает интерес; но также, увы, и плохо, потому что

Герои

Текст заявлен как пейринговый, Бельфран. По окончательным итогам могу сказать – не вполне понятно, зачем этот пейринг тут в принципе: если вначале завязка намекала на динамичное развитие отношений и рефлексию героев, то в дальнейшем выяснения отношений и топтание на месте приобрели неуловимый привкус карусельной санта-барбары. Обычно фикрайтеры затевают такого рода тянучку ради циклических сцен энцы и юста, но здесь мы продолжаем видеть все тот же твердокаменный бытовой джен. Пропиши авторы Бельфранов таким же дженовым рилейшншипом – фанфик бы только выиграл. Количество ОС, с которыми сталкиваются и взаимодействуют ГГ настолько велико, что в определенный момент они сами становятся фоном для авторских персонажей со своими коротенькими, но более-менее законченными и выраженными историями. И это тем явственней заметно, благодаря тому, что

Сюжет

И начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия. Сюжет, начавшийся бодро и бурно, довольно скоро начинает уныло влачиться, периодически пытаясь ускориться при помощи путеводной нити канона. Складывается впечатление, что авторы сами заблудились в собственном фанфике, принимаясь описывать то один, то другой закоулок его внутреннего пространства, хватаясь за второстепенных персонажей и выпихивая их на сцену как бы «на разогрев». Финал, в общем, худо-бедно сводит концы с концами, но, глядя на получившуюся фигуру, читателя охватывает некоторое недоумение: а для чего, собственно, были все сложности и что мы имеем в итоге? Маловато будет! Что же здесь есть еще?

Второстепенные персонажи

А вот, кстати, и о них. В начале рецензии я упомянула о господствующем на тот момент фаноне; «For love…» привнес в фандом иную концепцию, достаточно непривычную. В противовес фанонной Варии неуправляемых отморозков появилась Вария почти социализованная, структурированная, дисциплинированная и – что наиболее интересно – гуманизированная. «Убийцы – такие же люди, с обычными человеческими мечтами, отношениями и надеждами на простое человеческое счастье» - не то чтобы цитата, но вполне манифест, следующий из текста. Мысль, может быть, и наивная, и спорная, но, для массива реборнофанфикшна, скажем, достаточно неизбитая. И основным резонером для этого авторского манифеста стал самый, пожалуй, бросающийся в глаза вариец, Сквало. Здесь характер Сквало, по сути, собран с нуля: говорить о его вканонности достаточно абсурдно (как, впрочем, абсурдно говорить о полной вканонности любого персонажа фанфика – он все равно будет авторской моделью). Однако же, надо сказать, что получившийся характер вышел цельным, интересным и во многом формально вписывающимся в букву канона. Благодаря проработанности и количеству уделяемого ему внимания Сквало уже в конце первой части из второстепенных персонажей выходит в главные, тесня ГГ, и в дальнейшем происходящее описывается через призму его восприятия наравне с Франом.
Авторский Сквало интересен. Его рассуждения о жизни могут быть любопытны, его ответственность и мужество могут восхищать, его слабости и мечты – вызывать сочувствие или симпатию(в случае, если они монтируются с ценностями самого читателя). Одно большое «но» портит все впечатление – характер этот от начала до конца остается статичен, не меняется, Сквало не делает выводов на основе своих размышлений и внешних событий и не производит никаких глобальных действий.

Стиль

Стилистические требования к тексту такого объема, все же, более мягкие, нежели к мини: здесь на первый план выходят не изыски языковых форм, а умение четко и ясно донести происходящее до читателя. Что же: текст написан довольно легко и понятно, периодически в нем случаются интересно построенные рассуждения и красивые описания природы, периодически (увы, больше вначале) появляются красиво прописанные динамичные диалоги. Безусловно, радуют грамотно прописанные боевые сцены: даже если смысл операции в целом смутен, всегда однозначно понятно, кто на ком стоял, кто кого ударил и кто откуда взялся. К удручающим моментам можно отнести почти отсутствующие речевые характеристики персонажей – опять-таки, больше всего это заметно в конце, когда без уточнений уже почти невозможно понять, кто и что сказал, какой-то бесконечный диалог одного человека самого с собой. Во второй части авторов периодически сносит на бессмысленный флейм в диалогах и капс, иногда текст отчетливо пахнет ролевыми отыгрышами. В третьей же части авторский текст излишне изобилует канцеляризмами и злоупотребляет афористичностью в речи.

Немного интересного

Забавно, хотя и немного провокационно, будет взглянуть на особенности фанфика в ракурсе гендерной тематики.
Возьмем пресловутых Бельфранов. Надо сказать, что при первом впечатлении они очень трогательны и вызывают чувство глубокого сопереживания. На второй взгляд начинают напоминать старые добрые первые гарридраки, эдакие детско-флаффно романтические. И только при третьем взгляде, собирая все вместе, понимаешь очевидную вещь: никаким даже яоем (не говоря о слеше) тут и не пахнет, это вполне себе милое, школьное, сиротское такое юри, а если еще точнее - история сентиментальной девичьей дружбы, подростковая драма, очень искренняя и, наверное, во многом даже злободневная. На волне этого открытия, окинув взглядом остальных симпатичных персонажей, понимаешь, что большинство из них точно так же проявляет не мужской, а женский паттерн поведения. Не «девачковый», отнюдь, это суровый и логичный, сугубо практичный во многом и такой же лирически мечтательный мир изолированно женского восприятия. Сквало, с его гиперзаботливостью и сверхвниманием к деталям, и его сверхтерпением к неукротимому и, фактически, бесполезному боссу – он не феминен, нет, но модель его действий скорее характерна для ответственной, умной, дисциплинированной и сильно немолодой женщины. Луссурия – неоднозначный, спорный персонаж, кич канона – здесь не гей, косящий под добрую тетушку, он добрая тетушка и есть.
Персонажи–носители мужского паттерна тут есть, но они прописаны схематично, как бы в отдалении. Тот же Занзас – грубый, жестокий, неудобный, непонятный.
«Хорошие» мужчины – например, Такеши – находятся под влиянием носителей сильного женского паттерна, полностью им подчинены. Удивительно ли, что ценности, явно или завуалировано декларируемые как значимые в тексте – это семья, продолжение рода, дом, порядок, уклад и т.д.

Подобьем итог

«For love one can die» все еще остается беспрецедентным в реборнофандоме проектом, притом – проектом законченным. Несомненно, он является нишевым продуктом, рассчитанным на определенную возрастную аудиторию, причем, говоря о возрасте, я говорю об уровне внутренней зрелости человека. Это, по сути своей, во многом наивная, во многом сентиментальная, во многом специфически фансервисная повесть о подростковой дружбе и проблемах, оформленная в экзотическом антураже. Красочная, объемная, интригующая и какая-то глобально стабильная, она позволяет вдоволь насладиться своей атмосферой и создана для того, чтобы человек, севший за этот текст, получил удовольствие не столько от четкости фабулы, сколько от исследования открывающегося ему текстового пространства. Главными героями, по сути, здесь являются не Бель, и не Фран, и даже не Сквало-саксен-тайчо, ГГ здесь – сама Вария как ее увидели авторы, множество лиц и судеб, структура и отношения, друзья, родные и близкие. Несмотря на ряд недостатков, среди которых и невычитанность, и слабая динамика сюжетных линий, и стилистические огрехи, и авторское видение персонажей, которое зачастую глобально меняет характеры, это по-хорошему добрая вещь, история о дружбе, понимании и взаимовыручке. Это такая редкость нынче.

Ах да, оценка. Я бы поставила 5 из 10. Если бы случилась интересная «стреляющая» концовка – поставила бы больше, несмотря на явные недочеты, но увы:финал скомкан, утоплен в банальщине и сантиментах, и производит впечатление «добитого сквозь зубы» текста. Что же, в любом случае авторы молодцы – это огромный труд.

@темы: рецензия.

Комментарии
2010-08-08 в 11:56 

I'll clap when I'm impressed
Squalicorax и почему я так счастлив, что это именно ты?..
Спасибо большое за рецензию до ужаса боялся же, да. Спасибо что взял на себя труд прочитать это и потратить время, чтобы разложить всё по полочкам :beg:
И оффтопом скажу по поводу последнего, а именно:
производит впечатление «добитого сквозь зубы» текста.
Насколько я могу судить по себе, оно именно так и есть. Был бы я один - так и не добил бы, ни за что на свете.

2010-08-08 в 21:47 

Squalicorax
|went to hell and back again| --> keep calm and keep distance <--
Вёрджил Ференце Пожалуйста:)
Насколько я могу судить по себе, оно именно так и есть. Был бы я один - так и не добил бы, ни за что на свете.
Ну, там в конце очень видна рука Сирин - канцеляризмы - это ее, у тебя другие косяки бывают.:)

2010-08-08 в 22:09 

I'll clap when I'm impressed
Squalicorax подробнее, пжалста =D

2010-08-08 в 22:50 

|went to hell and back again| --> keep calm and keep distance <--
Вёрджил Ференце На основе соавторского текста это все-таки сложно вот так вычленить стопроцентно.:) У тебя есть склонность к злоупотреблению речевыми клише, например. И иногда к бессодержательным диалогам. Ты любишь в характере инфантильность и сентиментальность докручивать, просто тоже происходящим увлекаешься и застреваешь в картине.

2010-08-08 в 23:04 

I'll clap when I'm impressed
Squalicorax :hmm: однако, ничего себе Оо

2010-08-08 в 23:09 

Squalicorax
|went to hell and back again| --> keep calm and keep distance <--
2010-08-08 в 23:16 

I'll clap when I'm impressed
Squalicorax на самом деле, просто за собой незаметно от слова "совсем"))
а можно мне на пальцах объяснить, что такое бессодержательный диалог? Просто пример, так доходит лучше.)))

2010-08-08 в 23:22 

sod off, you old goth!
*шёпотом* а чего оффтопом-то? Мы приветствуем дискуссии о фиках и рецензиях, правда-правда! ;)

2010-08-08 в 23:30 

I'll clap when I'm impressed
jhater а сами-то чего оффтопом?)))))
Я вот на всякий случай, по привычке... =D

2010-08-08 в 23:34 

|went to hell and back again| --> keep calm and keep distance <--
jhater это автоматически случилось:lol:

Вёрджил Ференце А у тебя этого меньше стало намного. Вообще с учетом объема технически последние части написаны лучше, чем предыдущие, рука набита уже, слог легче, практика сказывается.
а можно мне на пальцах объяснить, что такое бессодержательный диалог? Просто пример, так доходит лучше.)))
:hmm: "Лягушка? - Ква!" (мне у тебя нечто подобное, хоть и не в таком дистиллированном виде, в драбблах встречалось, поэтому мне подумалось, что твое)

2010-08-08 в 23:39 

I'll clap when I'm impressed
Squalicorax :lol:
на самом деле, это вот самое лягушкокваканье планировалось на пару фраз, но потом мы решили прикольнуться над нашей общей знакомой, и оно получилось на страницу Х)
Как увидел в распечатанном виде - прослезился Х)
спасибо, я примерно понял ^^
А у тебя этого меньше стало намного.
:ura:

2010-08-09 в 00:18 

Squalicorax
|went to hell and back again| --> keep calm and keep distance <--
Вёрджил Ференце :-Dоно бы даже на пару фраз было чуть лишнего, потому что шутка слабовата, но это имхо.
Вообще бессодержательным любой диалог становится, если не содержит ни хороших шуток, построенных именно на игре слов, обмене репликами, ни языковых характеристик, отражающих какие-то значимые и, возможно, новые черты персонажа, ни сжатой и непосредственной информации о происходящем "в кадре". Я очень люблю хорошие диалоги и считаю, что зачастую они - витрина текста, там должно быть самое красивое, самое яркое, самое хлесткое, чтобы читатель слышал голоса и видел выражения лиц. Вот эта беда с речевыми характеристиками, которая начала всплывать ближе к концу меня огорчила, потому что в середине примерно действительно начал получаться вхарактерный именно в манере построения реплик Фран, например.

2010-08-09 в 00:46 

Вёрджил Ференце
I'll clap when I'm impressed
Squalicorax ага, ага... *записывает в книжечку, делает пометочки и выводы*
Если так почитать, то конкретно у меня вообще получается проблема с этим вот самым х)

2010-08-09 в 03:00 

Птичка_Сирин
Там пегая кобыла бродит, Найери в камышах сидит...
Святая ж инквизиция, я наконец-то улучила минутку, чтобы прочитать и осмыслить это...
Squalicorax, большое спасибо за рецензию, согласна со всем вышеизложенным чуть более, чем полностью. Аж самой захотелось перечитать, после подобного описания-то... С такими рецензиями и фиков не надо, ИМХО.
Имею наглость просить покритиковать и мои собственные каракули, явившие свой жуткий лик в третьей части. Жажду знать свои грехи, искоренить, выкорчевать, опрыскать пестицидами, и так далее, и тому подобное, и Сирин будет трепаться еще очень долго, если ей кто-нибудь не скажет заткнуться.
Ой, что-то меня куда-то не туда понесло...

2010-08-10 в 00:31 

Squalicorax
|went to hell and back again| --> keep calm and keep distance <--
Птица_Сирин Незачто.:)
У тебя самый большой недостаток в том, что ты пишешь художественный текст точно так же, как и бытовые зарисовки типа дыбыра, характеристики речи не меняются. С учетом того, что собственный стиль речи у тебя перегружен канцеляризмами, терминами и архаикой, в художественном тексте, особенно в диалоговых моментах или в ПОВ у тебя теряются все персонажи, они ничем не отличаются друг от друга и от тебя. Кроме того, это делает текст не слишком комфортным для восприятия. "Длинные слова":-D хороши в научном стиле речи, в деловом и в художественной стилизации под них. Имеет смысл написать фразу "как думается", потом посмотреть на нее еще раз и написать все то же самое но более простыми словами, это же не доклад.
Еще один момент, который касается описательных моментов: очень много медицинской конкретики типа "достал перекись, достал бинт, достал йод" - вообще очень, на самом деле, хорошо, я считаю, когда в художественном (тем более на определенную возрастную категорию рассчитанном) тексте ненавязчиво описываются простые навыки, которые могут пригодиться,:-D но у тебя перебор явный, ладно бы это было фишкой и каждый раз ситуация и способ оказания помощи был новым, а здесь уже в зубах вязнет.

2010-08-15 в 02:29 

Птичка_Сирин
Там пегая кобыла бродит, Найери в камышах сидит...
И в очередной раз я убеждаюсь в своей тормознутости.
Squalicorax, и еще раз большое спасибо. Примерно то же самое мне сказал отец, прочитав кой-чего из моего "тварьчества". Постараюсь провести работу над ошибками. И нужно-таки начать поиски беты. А лучше гаммы.

   

Гола Моска рулит!

главная